Парк в Мисхоре
Раньше Мисхор, расположенный посередине Южного берега Крыма (ЮБК), простирающегося от мыса Сарыч до горы Аю-Даг (или Медведь-гора), был самостоятельным населенным пунктом, расположенным между поселками Гаспра и Кореиз. Однако в 1958 г. он утратил свою административную самостоятельность и был включен в состав последнего.
Впрочем, Южный берег Крыма — понятие относительное, и многие расширяют его границы от мыса Фиолент до мыса Ильи, включая в состав ЮБК, помимо знаменитых Фороса, Симеиза, Алупки, Ореанды, Ливадии, Ялты, Массандры, Никиты, Гурзуфа, такие курорты, как Партенит, Алушта, Новый Свет, Судак и даже Коктебель.
На современных картах Украины и Крыма Мисхор не найти, однако на автомобильной трассе, идущей вдоль черноморского побережья, указатели с его названием имеются.
Сейчас Мисхор — понятие скорее не географическое, а курортное. Это одно из самых теплых мест крымского побережья с субтропическим климатом средиземноморского типа, представляющее собой широкую полосу длиной около 10 км, с юга ограниченную Черным морем, а с севера горным массивом Ай-Петри.
Наверное, поэтому после официального присоединения полуострова к России в 1783 г. этот лакомый кусочек был подарен завоевателем Крыма светлейшим князем Григорием Александровичем Потемкиным, получившим к фамилии приставку «Таврический», своей фаворитке, графине Софье Константиновне де Витт-Потоцкой.
Для нее в конце XVIII в. по проектам ландшафтных архитекторов Кебаха и Марко был разбит чудесный парк. Для нее же на рубеже XVIII-XIX вв. под Уманью (ныне Черкасская обл.) был создан сохранившийся до наших времен красивый парк Софиевка.
В XIX — начале XX в. имением и парком в Мисхоре владели, сменяя друг друга, представители таких видных аристократических династий, как Нарышкины, Шуваловы, Долгорукие. В начале XX в. часть имения была сдана в аренду купцу Токмакову, который возвел там комплекс дач под общим названием «Дачи Нюра».
В одном из этих домиков в 1901-1902 гг. Максим Горький работал над своей пьесой «На дне». Сейчас на месте этой дачи, разрушенной в годы Великой Отечественной войны, стоит бюст писателя.
В дореволюционное время мисхорское имение (общей площадью около 170 га) славилось не только своим парком и дачами, но и садами, виноградниками, оливковой рощей.
В самом парке, помимо растений со всего света, размещались беседки, видовые площадки, фонтаны. После Октябрьской революции 1917 г. в России началась другая эпоха и другая жизнь, в том числе и у Мисхорского парка: его территория была застроена многочисленными корпусами пансионатов, санаториев и домов отдыха.
А в хрущевские времена он вообще был на грани исчезновения: различные ведомства совнархозов пытались разделить его территорию между собой.
Парк был спасен только благодаря усилиям его директора А. Осипова.
В1960 г. парк получил статус памятника садово-паркового искусства, и его территорию начали благоустраивать. В частности, здесь был разбит партерный розарий, ставший визитной карточкой парка.
Однако уже в 1970-е гг. на месте розария был вырыт котлован под гостиницу. Сейчас площадь Мисхорского парка составляет 21,3 га, он простирается широкой полосой (около 1 км) между побережьем и Алупкинским шоссе и всегда открыт для посетителей.
Созданный на месте бывшего леса, он включает в себя экзотические фрагменты местного рельефа и девственной природы — аборигенные виды деревьев, кустарников и травянистых растений, выступы скал, нагромождения каменных глыб, бухты и бухточки. Всю территорию парка пересекает продольная центральная магистраль, от которой в стороны расходятся более мелкие дороги, дорожки и тропинки.
В разное время по ним прогуливались Максим Горький, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн, В. Г. Короленко, СВ. Рахманинов, Л. Н. Андреев, В. И. Немирович-Данченко, Ф. И. Шаляпин, В. В. Маяковский, К. Г. Паустовский и другие видные деятели искусств. По разным данным, здесь произрастает от 100 до 300 видов и разновидностей растений (по всей видимости, первая цифра не учитывает травянистых представителей флоры, отсюда и подобное троекратное разночтение).
В числе древесно-кустарникового украшения парка: и вечнозеленые красавицы магнолии крупноцветковые, и ленкоранские акации альбиции, и знаменитая бесстыдница (или курортница), именуемая ботаниками земляничником мелкоплодным, и стройные колоновидные кипарисы, и верхолазы-плющи, и стриженые и свободно растущие лавры, самшиты, тисы и лавровишни, а также фисташка туполистная, гималайский и ливанский кедры, криптомерия японская, кипарисы — гваделупский и аризонский, пальмы, секвойя, миндаль, маслина, грецкий орех, агавы, бамбук, тростник, образующий целую поляну розмарин, а также разнообразные олеандры, сосны (алеппская, крымская, Культера и др.), дубы и многие другие представители зеленого царства.
Разнопородные группы деревьев и кустарников в Мисхорском парке чередуются с опушками и полянами. Все посадки и разбивка парка выполнены преимущественно в пейзажном стиле, хотя в отдельных местах можно повстречать и черты регулярной планировки.
В парке имеется несколько фонтанов: возле фонтана «Лилия» «плачет» ива вавилонская, а цветомузыкальным фонтаном лучше любоваться после захода солнца.
По всей территории размещены скульптурные изваяния различных животных: слоновой черепахи, крокодила, динозавра, павлина…
Пожалуй, самая знаменитая скульптура парка, да и всего Мисхора, -«Русалка на камне», созданная эстонским живописцем и скульптором Амандусом Адамсоном.
Некоторые считают ее неофициальным символом Мисхора.
Установлена она на валуне, расположенном прямо в море, на общественном пляже, в нескольких метрах от берега. Во время шторма скульптуру несколько раз уносило в море, но ее сразу же восстанавливали.
Она символизирует собой красивую печальную легенду о крымской девушке, похищенной старым турком и проданной в султанский гарем.
Не выдержав чужбины и неволи, она бросилась в воды Босфора и уже в виде русалки с ребенком в руках выплыла у родного берега. В другой точке парка расположен скульптурный фонтан-водопад «Девушка Арзы и разбойник Али-Баба» (скульптор А. Адамсон).
Он, как и скульптура русалки, создан по мотивам одной из крымских легенд. В ней говорится отом, что прекрасная девушка Арзы была похищена разбойником по имени Али-Баба, который увез ее в Турцию, чтобы продать султану.
Не только родные, весь поселок оплакивал Арзы.
Даже водопад, к которому она ежедневно ходила с кувшином за чистой водой, тосковал и начал иссякать, и уже не потоком, а отдельными каплями, подобно слезам, оплакивал разлуку. Иногда обе легенды объединяют в одну, предполагая, что девушка, которую украл Али-Баба, и стала той самой русалкой.
В Мисхорском парке в полумраке под пологом крон деревьев легко переносится дневная жара, а воздух наполнен влагой, фитонцидами, свежестью моря, шумом прибоя и криками чаек.
Из парка открываются живописные виды на крымское побережье, Черное море, гору Ай-Петри, высоту которой, как считалочку, легко запомнить: один-два-три-четыре -1234 м. Не выходя из парка можно искупаться, позагорать, перекусить в кафе, приобрести аппетитные южные фрукты и сувениры.
Любители тишины без труда найдут здесь множество уединенных мест для спокойного отдыха.
Сторонники здорового образа жизни могут совершать здесь целебный терренкур.
Благодаря благодатному климату Мисхор и его окрестности в конце XIX — начале XX в. привлекали к себе внимание представителей многих аристократических семей, включая членов императорской фамилии, для которых здесь возводились летние резиденции. Часть из них канула в Лету, а часть была превращена в дома отдыха, санатории и пансионаты.
Некоторые из сохранившихся дворцов и окружающих их парков можно посетить в составе экскурсионных групп (дворцы Дюльбер, Кичкинэ, Харакс, Юсуповых, дворец князя А. Н. Голицына и графини СВ. Паниной и некоторые другие). А вот известный благодаря романсу 1930-х гг. парк Чаир увидеть не удастся, так как его основная часть надежно скрыта за высоким забором.
Но это уже совсем другая история…
